Путь детей-инвалидов в Украине: куда они идут?

Май 04, 2017

Есть дети, которых прячут, как будто они не удались. От них предлагают официально отказаться еще в роддоме. Их путь изначально пролегает где-то в параллельном мире – через заточение родственниками и забвение обществом. Дети с диагнозами, «особенные» дети, дети-инвалиды. Однажды они перестают быть детьми. Что происходит с ними дальше?


18254624_1695501487410625_273019399_n.jpg


Год назад я познакомилась с Олесей. У Олеси есть сын Матвей с комплексными нарушениями. Комплексные – это когда все и сразу: Матвей незрячий, с центральным амоврозом, гипоплазией мозолистого тела, эпилепсией и умственной отсталостью. Но Матвей красивый, добрый, любит музыку и благодаря маме стоит на сноуборде. Таких детей в попечительстве Олеси много: она создала организацию «Бачити серцем» и летний лагерь для детей с комплексными нарушениями «Space Camp», регулярно проводит лекции и мастер-классы.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


К сожалению, тех, кто думает об особенных детях – единицы.


Люди с ментальными особенностями и физическими нарушениями остаются незамеченными для общества. Они идут своей дорогой: коррекционные школы – списание со счетов. Государство платит им пенсию, но от безделья и нерастраченной энергии у детей начинаются приступы, депрессии, их глушат лекарствами и так по кругу.


Сын Олеси, Матвей, не ходит в школу, хотя мог бы быть в пятом классе. Школа для него невозможна по ряду причин, но есть дети, которые могли бы и хотели бы оказаться среди сверстников.

С 2012 года в Украине официально существует инклюзивное образование. В некоторых общеобразовательных школах созданы отдельные классы, где обычные дети учатся вместе с «особенными»: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, аутистами. Звучит это все прогрессивно, по-западному.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Мы – толерантное общество, готовое принимать других людей, какими бы они ни были.


Но реальность такова: дети жестоки, программа не адаптирована, а в школе для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата нет пандуса.


Инклюзивное образование – это не прихоть мам детей с инвалидностью. Это нормальная практика, которая реализуется у нас в стране странным образом. В Конвенции прав человека указано, что все без исключения имеют право на образование. Инклюзия нужна всем: как детям с инвалидностью, потому что они обычные дети и имеют право на будущее, так и здоровым – для тренировки принятия и толерантности.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


«Я скептически отношусь к инклюзии в Украине, — говорит Олеся. Все происходит стихийно, много показухи — как с Левобережкой перед Евровидением».


Ошибка украинской инклюзии в том, что ее начали развивать с середины – школьники не всегда могут безболезненно принять в свой коллектив «чужаков». Инклюзивное образование должно начинаться с детского сада. Чем младше ребенок, тем меньше его интересует, есть ли у Кати рука и умеет ли Паша ходить. Они просто играют вместе. А когда идут в школу, уже не удивляются тому, что некоторые их сверстники приезжают в инвалидных колясках или ходят с тростью.


Существуют и глобальные препятствия: не выделяются деньги из бюджета, нет адаптированных учебников и ассистентов учителя, как положено по законодательству. Учителя неохотно берут инклюзивные классы — не хотят усложнять себе жизнь.


Неприятный инцидент случился недавно во Львове. Мама мальчика с аутизмом подала заявление в ОБЛОНО на классную руководительницу сына. Учитель обижала мальчика, не давала ему раскрыться и просила не водить на уроки. По ее словам, он мешал другим детям учиться.


Но действительно ли дети с нарушениями мешают другим получать знания? Может, в стране не хватает квалифицированных педагогов и ресурсов, чтобы сделать жизнь каждого ребенка полноценной? Тогда никому не придется сидеть всю жизнь в квартире, чтобы «не мешать».


Подход к инклюзии должен быть полноценным. И решать вопросы детей с инвалидностью должны не чиновники в костюмах, а люди, столкнувшиеся с проблемой. Тогда возле школ появятся хотя бы пандусы. А пока мне хочется задать вопрос: вы «за» или «против» инклюзии? Можете ответить молча, про себя. Но обязательно честно.


Автор: Ирина Выговская




оцените материал