Революция горящих лифчиков: как развивался феминизм

Январь 11, 2017

15992217_1648111905482917_1548332610_o.jpg

Источник: The GOC Blog


Начало ХХ века ознаменовалось революцией не только в царской России, но и во всем мире: суфражистки добились для женщин права быть полноценными гражданами своего государства. Оба пола теперь в равной степени имели право на наследование, собственность и голос на выборах – но, как потом оказалось, до равенства было еще далеко.


Не прошло и 50 лет, как движение за права женщин снова перешло к активным действиям. Решающим фактором послужили революционные события 1968 года в Париже – так называемая "Студенческая революция", или "Красный май". Парижские перипетии повлияли на формирование политического «левацтва» в современном понимании и привели к смене власти во Франции. Возглавили движение представители интеллигенции – звезды гуманитарной науки вроде Фуко, Сартра и прочих известных преподавателей Сорбонны.


Одним из самых популярных лозунгов революции стала фраза «Запрещать запрещено». Немудрено, что она потянула за собой ряд изменений по всему миру – в частности, именно 1968 год принято считать условной датой старта второй волны феминизма. Если суфражистки начала ХХ века считали своей целью «выбить» базовые гражданские права для женщины, то новые феминистки решили идти дальше. Они обратили свои взгляды на политику как на неотъемлемый аспект общественной жизни – и на то, что женщине туда путь заказан.


Послевоенные Европа и Америка превозносили образ женщины как хранительницы очага или обольстительной красотки. В наше время над рекламой из 50-х подшучивают: по современным меркам она выглядит диковатой. Западное общество вовсю транслировало идею мечты для американской домохозяйки, где муж сыт, дети здоровы, в доме чисто, а новая формула моющего средства делает его в два раза гуще. В учебнике по домоводству для девочек, изданном в 1960-м году в Австралии, барышням советовали: «В разговоры с мужем не вступайте. Помните, как сильно он устал, и на что ему ради вас приходится идти ежедневно на службе - молча накормите его и лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить».


Де-юре женщина получила условное равенство – но де-факто так и осталась в общественном сознании симпатичным приложением к мужу. На это в 60-х и обратили внимание феминистки. Книга Бетти Фридан «Загадка женственности» стала бестселлером во всем мире, потому что отвечала назревшему в обществе запросу. Фридан рассуждала о том, что женщины, живущие в «уютных концлагерях» достатка и размеренной повседневности, рано или поздно срываются из-за ощущения собственной нереализованности. В рамках семьи женщина была полностью зависима – причем не только экономически, но и эмоционально.


Причиной такого отношения к женщине феминистическое движение назвало патриархальный уклад общества. В их понимании патриархат – это система «солидарных» отношений между мужчинами, которая помогает им сосредоточить в своих руках оборонную систему, промышленность, политику, финансы и технологии – все, что имеет отношение к власти. Феминизм второй волны трактовал женщину как существо, подчиненное мужчине – а значит, находящееся не просто в неравенстве, а в оппозиции.


Из этой теории в итоге и сформировался радикальный феминизм, тогда же начались его сложные отношения с медиа. Основная масса стереотипов о феминистках, как склонных к крайностям персонах, возникла не из пустоты: поводом для осуждения становились беспрецедентные для того времени акции. Например, протесты во время конкурса «Мисс Америка» в Атлантик-Сити. Тогда демонстрантки собрали бюстгальтеры и пояса от чулок – в контексте ситуации они символизировали женственность в патриархальном понимании – и торжественно подожгли. Целью акции было показать, что образ женщины создается искусственно, и конкурсы красоты его транслируют – но в итоге она спровоцировала создание стереотипа о «феминистках, сжигающих лифчики».


В тот же период феминизм приобрел еще и теоретическую базу. В гуманитаристике сформировалась целая плеяда ученых, которые взялись исследовать патриархат. Работа Шуламиты Файерстоун «Диалектика пола: доводы для феминистской революции», вышедшая в 1970-м, быстро вошла в список основных манифестов второй волны феминизма. В своей книге она рассматривала репродуктивные права женщины (точнее, их отсутствие) как способ контроля. В своей работе исследовательница ссылалась на Фридриха Энгельса и его труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где он сформулировал идею пола как социального класса. Впрочем, по мнению Файерстоун, эту мысль он забросил – исследовательница же взялась развивать тематику.


Критика второй волны феминизма сводится сразу к нескольким аргументам. Активисток того времени обвиняют в первую очередь в радикализме: они предлагали отказываться от деторождения, устраивали противоречивые акции протеста. Кроме этого, их идеи были актуальны для жительниц Запада, но совсем не учитывали интересов тех, кто живет в более тяжелых условиях. Именно последним и озаботилась третья волна феминизма: с конца 1980-х фокус сместился в сторону женщин из «третьего мира», а теория от исследования патриархата перешла к осмыслению понятия гендера.



оцените материал