Черная жизнь Виолы Дэвис

Февраль 24, 2017

Новичок в 45, как однажды назвала ее Мэрил Стрип. С тех пор Виола Дэвис снялась в 20 кинолентах. Сегодня, в 51, она наконец оценена по достоинству. Звезда на голливудской Аллее славы, ведущая роль в популярном телесериале, номинации на основные кинонаграды и победы, а главное – признание. Признание того, что 50-летняя афроамериканка немодельной внешности с «широкой костью» может быть сексуальной.

 

16977024_1665826980378076_840768937_n.png

 

Глава 1. Невидимка на виду

 

Злая мужиковатая черная женщина – стереотипный ярлык, который часто цепляют на темнокожих американок, в том числе и известных личностей - например, Мишель Обаму. Однако Виола Дэвис в силу профессии больше других ощутила на себе расистские взгляды.

 

Родители Дэвис поженились, когда матери было 15, а отцу 22. Дэн Дэвис бросил школу после второго класса, не умел читать до 15 лет и всю жизнь проработал конюхом. Виола, пятая из шести детей в семье, родилась посреди однокомнатной хижины на бывшей плантации в Южной Каролине. Дэвис вспоминает:

 

Мама рассказывала, что схватки начались на семейной вечеринке: все пили, ели и громко смеялись. А потом родилась я. Родственники начали кричать и аплодировать. Первое, что мама сделала после родов – съела бутерброд с томатами и сардинами.

 

Вечно голодный ребенок из многодетной семьи, Виола всегда хотела больше внимания, и у восьмилетней девочки родилась идея стать актрисой. Ни беспросветная нищета, ни постоянные издевки одноклассников, ни обидное «страшила» не заставили ее передумать.

 

16996665_1665826967044744_861628462_n (1).jpg

 

Глава 2. Разрушая ограды

 

Слава к Дэвис не спешила. Часто актриса играла мелкие роли медсестер. И лишь после первой номинации на "Оскар" в 2008 за роль второго плана в ленте "Сомнение" люди запомнили ее имя.

 

2009 год. Самая переоцененная, по мнению президента Трампа, актриса Голливуда, Мэрил Стрип, побеждает в номинации "Лучшая женская роль" на церемонии Американской гильдии киноактеров. Фильм «Сомнение», о сексуальном насилии, расизме и католической церкви, приносит славу не только ей. Прижимая статуэтку к груди, Стрип произносит целый список имен. «И в конце концов, гигантски одаренная Виола Дэвис. Боже мой, дайте же ей фильм!», — говорит Мэрил, вскидывая руки. И вы не поверите, что случилось дальше.

 

Два громких фильма последних лет –  «Прислуга» и «Ограды», номинант на "Оскар" этого года. Две абсолютно разные ленты о жизни двух разных женщин, живущих в одно время. «Никто никогда не спрашивал меня, каково это – быть мной», — говорит героиня Виолы в конце картины «Прислуга». Отсутствие интереса у белых к жизни черного населения – то, с чем Дэвис сражается всю жизнь.

 

Я играла лучших друзей, матерей наркоманок, ближайших соседей или профессионалов без личной жизни. Есть ограничение в том, как видят нас, черных.

 

«Ограды» – произведение, повидавшее мир еще до своей экранизации. Пьеса гениального Августа Уилсона, за которую он получил Пулитцера, а затем и нашумевшая постановка с Дэвис в главной роли. Тот, кто видел ленту, согласится, что это фильм ни о ком конкретном и обо всех афроамериканцах сразу. В этом и заключается его прелесть. «Они жили. А значит, их история заслуживает того, чтобы ее рассказали», — гласит слоган фильма.

 

16933435_1665826977044743_1571231632_n.jpg

 

Глава 3. Женщина

 

В воображении я вижу линию. По другую сторону этой линии — зеленые поля, яркие цветы и красивые белые женщины, которые протягивают ко мне свои руки. Но я не могу попасть к ним. Я не знаю, как оказаться по ту сторону.

 

С этой цитаты Гарриет Табмэн начала свою речь на церемонии "Эмми" Виола Дэвис. Первая афроамериканка, получившая награду за главную роль в телесериале. В 2015 году. В Соединенных Штатах Америки. В стране, одной из главных статей экспорта которой является кино. «Единственное, что отделяет темнокожих женщин от кого-либо еще – это возможности». В тот момент даже в Киеве я услышала грохот, с которым на головы белых голливудских сценаристов упало афроамериканское яблоко. Как выиграть "Эмми" за роль, которой нет?

 

В ключевом диалоге «Оград» героиня Виолы получает от мужа судьбоносную новость. Роуз не падает на колени и не взывает к всевышнему, не кричит: «Ну почему?!». Она плачет с противным лицом, из носа течет. А в одной из серий «Как избежать наказания за убийство» героиня Дэвис, уважаемый адвокат, профессор и крайне властная женщина, впервые снимает парик. 99% афроамериканок носят парики. И лишь немногие чувствуют себя настолько уверенно, чтобы показаться без него на людях (уж тем более — на экране). Отвага показывать своих героинь не стандартно-киношными, а настоящими – вот что делает Виолу «гигантски одаренной».

 

Каждой своей ролью, доска за доской, эта актриса сносит ограду. Вокруг себя, вокруг темнокожих женщин и вокруг всех нас. Какие еще фронты ей предстоит пересечь, only God knows. Но думаю, ее грубый громкий смех еще не раз заставит нас оглянуться.

 

16976403_1665826973711410_1996408014_n.jpg


Автор: Мария Мицьо


оцените материал