Обезьяна с плакатом: арт-бунтарки Guerrilla Girls

Декабрь 13, 2016

Редакция Vlob раздевается добровольно и без дополнительных коннотаций, just for fun. В мире большого искусства действуют другие принципы – чтобы попасть в музей не в качестве посетителя, женщине по сей день желательно быть голой (и нарисованной). Несмотря на третью волну феминизма, повсеместное равноправие (в теории) и XXI век, среди художников, которые выставляются в ведущих нью-йоркских галереях, женщин всего 20%.


главная (2).jpg


30 лет назад ситуация на американском арт-рынке была еще более плачевной. Ни один из музеев-титанов – Гуггенхайм, Уитни и Метрополитен – не имел полностью женской экспозиции.

О том, что сфера искусства подвержена дискриминации, говорили мало, а бороться с этим никто не хотел – в «закрытом клубе» арт-рынка легко было стать изгоем. Именно это послужило решающим фактором для появления Guerrilla Girls – самой панковой фем-организации в современном искусстве.


Когда в 1984 году группа феминисток решила бороться с гендерным дисбалансом арт-индустрии, они были уверены в одном: там, где все зависит от знакомств, яркий протест должен быть анонимным. Поэтому Guerrilla Girls – «партизанки» со скрытыми лицами. Как говорят сами активистки, плана действий у них не было, все держалось на импровизации. Изначально девушки собирались носить лыжные маски.


2.jpg


Выбор гориллы как животного-маскота Guerrilla Girls объясняют проблемами с правописанием. На заре существования организации одна из участниц перепутала слово guerrilla (партизан) с gorilla (горилла), поэтому, когда встал вопрос анонимности, выбор пал на карнавальные маски обезьян. Ироничная идея стала запоминающейся визитной карточкой организации. Активистки в шутку жалуются, что сейчас найти маску гориллы не так просто – возможно, они вышли из моды в качестве костюма на Хэллоуин.


Активистки тесно связаны с миром искусства. Матери-основательницы движения работали и продолжают работать в арт-индустрии, параллельно устраивая провокационные акции. Такая двойная жизнь, с масками и без, создает ироничную аналогию с супергероями: например, Брюс Уэйн-Бэтмен. В интервью The New York Times девушки объясняли: «Свобода слова при анонимности гарантирована конституцией. Вы сами удивитесь тому, что начнете говорить, если вдруг наденете маску».


Участницы группы действуют под псевдонимами: каждая из девушек называет себя именем великой художницы прошлого – Фридой Кало, Кете Кольвиц, Розальбой Каррьера. Таким образом активистки не только хранят в тайне свою идентичность, но и показывают, как много женщин добились успеха в искусстве. Сегодня в организации около 60 человек, и попасть туда с улицы нельзя: принимают в Guerrilla Girls по приглашению участниц. Новоприбывшей активистке предлагают менторскую поддержку от опытной «партизанки».


Впервые активистки объединились в 1984 году во время выставки "An International Survey of Recent Painting and Sculpture" в МоМА. Экспозиция была посвящена достижениям современного искусства во всем мире и презентации самых знаковых деятелей. Тем не менее, из 169 участников выставки только 13 художников были женщинами, а куратор заявлял в интервью, что каждый, чьи работы не представлены, «должен переосмыслить свою карьеру». Именно тогда девушки в масках горилл вышли протестовать к дверям МоМА.


За 30 лет активной работы «партизанки» расширили сферу своих интересов. Если изначально представительницы движения выступали за права женщин в искусстве, то со временем они обратили внимание и на расовый дисбаланс. Тем не менее, феминизм остался в фокусе. Самый известный плакат организации задает зрителю вопрос: «Должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в музей Метрополитан?», протестуя против того, что 85% обнаженной натуры в экспозиции – женские тела, а женщин-художниц, выставленных в музее, всего 5%.


1.jpg


Сами активистки понимают, что не влияют на представителей рынка прямо. Их цель - перемены в общественном сознании, работа с будущими поколениями и трансформация восприятия искусства. Именно поэтому акции Guerrilla Girls ориентированы в первую очередь на студентов и молодежь.


Организация, которая протестует против традиционного музейного уклада, со временем сама стала темой экспозиции. Плакаты Guerrilla Girls уже считаются культовыми и представлены в галерее современного искусства Tate Modern как часть регулярной экспозиции – равно как и в пресловутом музее Уитни. Кроме визуальных работ, активистки выпустили несколько книг о состоянии современного арт-рынка.



оцените материал