Ало, це пральня? Театр-пральня!

Декабрь 22, 2016

Редакция Vlob живет в атмосфере легкого и непринужденного безумия и ценит нестандартность в других. Учитывая, что все странное – это по нашей части, пройти мимо мероприятия, названного «музыкально-визуальный перформанс», мы не могли. Чтобы познакомиться с явлением поближе, на разведку отправилась редактор Маша Цыганкова.


главная .jpg


В понедельник вечером я скольжу по обледеневшему Подолу слушать группу со странным названием «Театр-Пральня», предварительно ничего о них не разузнав. У меня в рюкзаке халат, подушка и коробка китайской лапши (все в порядке, так надо). Если концерт окажется скучным, мне хватит наглости лечь спать прямо возле сцены и попросить не шуметь. Но пессимистичные ожидания не оправдываются – через пять минут я начинаю приплясывать, как в 16 лет после портвейна с кока-колой (только от музыки людям обычно не бывает нехорошо). К концу вечеринки я хочу еще один такой же концерт, диск с песнями и знать, что это за странный инструмент был в руках у девочки с левого края сцены. Мы встречаемся для беседы на следующий же день.


«Театр-Пральня» – проект пятерых выпускников актерского отделения университета имени Карпенко-Карого. «Прачечная» в названии иллюстрирует контрастность происходящего на сцене. Музыка бэнда сочетает в себе все: от народных песен до отсылок к Майклу Джексону.


Проект – потому что в рамки понятия «группа» их работа явно не помещается. Сами ребята говорят, что они скорее театр, но синтетический, аудиовизуальный – и музыка стала его частью. Внешне их перформансы напоминают треш-кабаре: контрабас, виолончель, перкуссия, дым, запоминающийся конферанс – а над сценой висят носки на ниточках. Маруся и Маричка – два основных голоса концерта – первая исполняет роль ведущей и играет на виолончели, вторая поет и отвечает за аккордеон. Контрабас - у Нади (кажется, что он больше, чем она сама), а Кате досталась та самая «странная» мелодика, которая выглядит как дудка с клавишами и непривычно звучит. Единственному мужчине в коллективе, Игорю, выдали барабан – и это очень важный инструмент.


1 / N

«Когда все начиналось, мы только закончили университет, и все, что у нас было – стыренный барабан. Серьезно, мы вынесли его из универа, а потом начали потихоньку собирать инструменты. Позже появилась виолончель, а однажды я увидела девушку, которая играет на контрабасе, и поняла, что это то, чего я хочу», - объясняет Надя.


Все они актеры, но формальное музыкальное образование есть только у одного. «Мы все ходили в детстве на хор, но мне не дали соло – и я оттуда ушла», - шутит Маруся и мажет губы бальзамом в стике, очень похожем на канцелярский клей.


Маричка (та, что с аккордеоном)  - единственная в группе-труппе поет профессионально. Она закончила музыкальную школу по классу народного вокала и два курса отучилась по той же специальности в университете. «Пральня» поет по-украински, используя при этом аутентичные и редкие народные песни, собранные фольклористами – но смешивает их с джазом, попсой и бешеным исполнением. Музыкальной основой для группы стало образование Марички, но со временем учиться нотной грамоте начали все остальные.


«Я чесно вже не пам’ятаю, звідки прийшла моя любов до акордеону. Ми ще вчилися, мали дуже далекі мрії про власну трупу, а про бенд думок не було взагалі. Але так складається, що, коли ти вчишся в театральному, весь час зайнятий – а на четвертому курсі раптом з’являється вільний час. І я пішла до музичної школи. Потім, нажаль, мала покинути, але зараз хочу продовжувати навчання».


Маричку поддерживает Надя:


«Треба більше практикувати, бо творчий розвиток має кудись рухатись. Але, наприклад, мій викладач з контрабасу працює у філармонії, в нього класична школа – і от якби він побачив, як ми граєм, і що ми граєм – він би прямо в мене на виступі і помер».


Катя встретила свою мелодику во время учебы в университете: когда понадобилась озвучка к спектаклю, инструмент ей дал однокурсник. Сейчас это уже третья ее «дудка-пианино». За атмосферу на сцене вне музыки отвечает Маруся – отвечает громко, шумно и заметно. О себе она отзывается скромно:


«Ну, це можна назвати конферансом. Я не можу сказати, що я – ведуча, тому що мені взагалі не імпонує це слово. Мені більше подобається «голос концерту» - який багато шумить і усім набридає».

 

1 / N

Участники «Театра-Пральни» говорят, что они очень разные, это заметно и на сцене – но вместе все равно действуют как слаженный организм. Свои различия и яркие черты они, как профессиональные актеры, планируют превратить в амплуа и образы, дополняющие друг друга. Впрочем, сами считают, что для этого нужен если не режиссер, то советчик со вкусом и собственным видением.


Музыка для "Театра" не самоцель: они планируют записываться на студии, но считают, что их фишка - в энергетике живого выступления. Кроме концертов, ребята устраивают театральные представления. Участники бэнда считают, что «наблюдательный» театр больше не привлекает зрителя – ему нужно давать возможность участвовать. Ближайший спектакль-коллаж, «Ми є», состоится 13 января в театре "Дах" – автобиографический, перформативный, и, естественно, музыкальный.


Фото: Елена Качурина, Евгений Бернос 


оцените материал