Леди в кедах: что нужно знать о виртуальном этикете

Октябрь 25, 2016

«Сложно научить изысканности и утончённости, но если эти качества заложены природой — их можно раскрыть, подпитать и развить», – говорит Ольга Цыбытовская, слушатель курса Fashion Business Instituto Marangoni в Лондоне, дипломированный специалист по европейскому этикету и протоколу швейцарской школы Institute Villa Pierrefeu.


В нашем третьем выпуске «Леди в кедах» Ольга в лоб говорит о виртуальном этикете, деловых переписках в Viber, и людях, которые не отвечают на сообщения по три дня.


DSC_0205.jpg



Накрыла ли Европу волна зависимости от фейсбука так же сильно, как Украину? Насколько европейцы привязаны к экрану смартфона?

Нужно ещё разобраться, какую часть Европы эта волна накрыла больше. Уровень жизни и компьютерная грамотность населения Западной Европы выше, чем в Восточной части континента, поэтому и зависимость от смартфонов – явление более распространённое.



fddec37a3b0801af911dae03b28c7f28.png

Если бы вопрос этого нездорового пристрастия не стоял в Европе так остро, разве было бы столько социальной рекламы, призванной привлечь внимание к проблеме?



Меня удивляет, что есть мобильные приложения, которые помогают бороться со «смарт» зависимостью: Offtime, Moment, BreakFree, Flipd, AppDetox и другие. Вам это не напоминает лечение алкоголизма алкоголем?


Когда я училась в Швейцарии, запрет на телефоны был не только на занятиях – ими также не рекомендовалось злоупотреблять за пределами класса. За полтора месяца обучения я видела телефон в руках преподавателей считанные разы. Можно сделать вывод, что пользоваться им в социуме — это как поправлять на себе одежду. Вроде и позволительно, но только в случае необходимости, а не от нечего делать.


Насколько изменилась деловая этика в связи с техническим прогрессом последних лет? Действительно ли с появлением WhatsApp и Viber стало неприлично звонить?



Не стоит рассматривать WhatsApp или Viber как безоговорочную альтернативу обычному звонку.

4a9533a719a8bac411d351ed6f1fad68.png



В большинстве текущих вопросов обмен короткими сообщениями действительно упрощает и ускоряет рабочий процесс. Однако начинать на этой ноте, на стадии знакомства, будет не совсем корректно — тем более, если собеседники находятся в пределах одной страны. Если вам неудобно беспокоить незнакомого человека по телефону, можете отправить ему короткое сообщение: представьтесь и поинтересуйтесь, когда вам смогут уделить время.


Некоторые вопросы в устном общении можно прояснить двумя-тремя предложениями. В письменном же наоборот — растянуть на 20-30 сообщений. Поэтому действуйте по ситуации.


Если вам пишут в Viber, а вы понимаете, что целесообразней позвонить, напишите прямо: «Простите, Вам будет удобно, если я Вас сейчас наберу?»


Не стоит забывать, что подобные сервисы предназначены для обмена короткими текстами. Если ваше сообщение не помещается в половину экрана смартфона, то лучше отправить его письмом на электронную почту.


Если сомневаетесь, в каком именно формате собеседнику будет удобно получить информацию, спросите его: «Подскажите, как с Вами лучше связаться и в какое время? Когда я могу Вам перезвонить или написать? Как Вам будет удобнее получить фото: по e-mail, в Viber или WhatsApp?»



ec4606b9c5d516e9876f12303b908d11.pngТелефонный разговор нужно начинать с приветствия, представления и вопроса: «Вам сейчас  удобно разговаривать?». «Спасибо» и «пожалуйста» должны звучать в любой просьбе, как и  этот вопрос в каждом телефонном разговоре. Исключение – если это реакция на прошение: «Наберите меня, я жду вашего звонка».



Ещё одно правило хорошего тона, которое на практике соблюдают не все: отвечать на любое сообщение нужно в течении суток. Даже если ответа у вас нет, подтвердите получение запроса и укажите срок, к какому моменту сможете предоставить нужную информацию.



Если человека беспокоят в выходные дни по рабочим вопросам, как деликатно объяснить, что это неуместно?

Этикет не запрещает вежливо отстаивать свои границы. Если кто-то посягает на вашу свободу и нарушает личное пространство – прекращайте это без малейших угрызений совести. Аккуратно намекнуть или сказать прямо в лоб – это зависит от тяжести злоупотребления вашей деликатностью. На откровенное хамство можно ответить и резко. Если вы не хотите обидеть человека, попробуйте ответить в стиле английских лордов: «Я бы с радостью помог, но у меня не будет возможности сделать это до понедельника». «Увы, при всём моём желании, я вынуждена отказать, вернёмся к этому сразу после выходных».


Если вы готовы сказать прямо – пожалуйста, говорите. Но делайте это спокойно, сдержано и вежливо: «Простите, ничем не могу помочь, на выходных не работаю. Обещаю заняться этим вопросом в понедельник».


Мы не можем не затронуть тему, которая стала довольно актуальной именно в последнее время – травля в фейсбуке. Как Вы считаете, интеллигентному человеку стоит писать посты о квартире Лещенко, давать оценки подобным ситуациям в комментариях?

—Вы можете себе представить, чтобы английская королева комментировала подобные ситуации? Если опустить планку, вспомните, кто из ваших друзей на ФБ любит это делать. Скажите, считаете ли вы их интеллигентными людьми? Но будем снисходительными: если кто-то не удержался и обронил лаконичный, острый комментарий к спорному посту – это ещё не повод ставить на человеке крест.


Со всеми бывает, разве что с английской королевой и директрисой школы IVP — нет.




оцените материал