Каково это: работать в фастфуде

Декабрь 18, 2016

Каждую неделю редакция Vlob общается с обладателями незаурядного жизненного опыта. Наша сегодняшняя героиня полгода проработала в самом известном в мире фастфуде, а теперь рассказала нам, как он устроен изнутри.


главная (3).jpg


Я не филолог. Не знаю, откуда пошла шутка про то, что именно филологи чаще всего стоят за кассой закусочных. У большинства моих коллег либо не было высшего образования, либо они только начали его получать. За время работы в фастфуде я поняла, что в эту сферу приходят те, кому больше некуда себя деть. Человек с образованием может хотя бы в колл-центр устроиться.


В общепит я попала в 2014 году, случайно. Бросила все в родном городе, переехала в Киев, нужно было как-то закрепиться. Я и сама в свое время шутила про «свободную кассу» - но, как говорится, не зарекайся. Работа была нужна срочно, а фастфуды набирают сотрудников регулярно (большая текучка). К тому же там было официальное трудоустройство с «белой» зарплатой, социальными гарантиями и всем, что обещает КЗоТ.


Еще один плюс, хоть и условный – тебе ничего не нужно уметь. Для новых сотрудников проводят инструктаж, где объясняют правила работы и корпоративные принципы. К новичку сразу приставляют опытного сотрудника, а за всем происходящим пристально следит менеджер.


Контроль – это отдельная тема. Менеджер отвечает за все «факапы» на кухне и в зале, следит за выполнением правил. В день (точнее, на протяжении смены, которая может длиться четыре часа) сотрудникам положено полчаса перерыва. Часто его разбивают на два по 15 минут, и на это есть причины. Чтобы отлучиться с рабочего места в другое время (даже в туалет), нужно спросить разрешения у менеджера. Время, когда сотрудник заходит и выходит из помещений, фиксируется магнитными карточками. У девушек волосы должны быть аккуратно собраны под кепкой, макияж запрещен. Нельзя пользоваться телефоном, общаться между собой на личные темы и беседовать с посетителями. Я чувствовала себя как в начальной школе.


DSC_8880.jpg


Строжайший внутренний распорядок контролирует и вопросы гигиены – это огромный плюс. Истории про грязную кухню, плевки в бургеры и масло для фритюрницы, которое не меняют годами – байки чистой воды. Менеджер отвечает перед директором, директор – перед вышестоящим руководством. Никто не хочет лишиться работы из-за того, что в ресторане не выполнялись стандартные правила. На работу принимают только по санкнижке – впрочем, как и в любой другой общепит. Из фастфуда уносишь с собой привычку регулярно и тщательно мыть руки. В общем, если вас беспокоит гигиена на кухне, не заморачивайтесь. В этом вопросе джанкфуд на высоте.


У сотрудников мало шансов испортить себе здоровье местной едой. Чтобы посадить желудок, ее нужно съесть много. А нас не баловали. В день сотруднику полагается маленькая кола, бургер и маленькая картошка. Меня позабавило, что обеды для работников даже упаковывают по-другому: никаких принтов, дизайнов и прочих заморочек. Экономия ощущалась во всём.


Зарплата маленькая, но не меньше той, которую получает в Киеве любой обслуживающий персонал. Оплата почасовая, а смену можно выбирать той длительности, которая необходима работнику. Первое время я часто выходила в ночную смену - платят за них немного больше. Но приходится работать на окошке выдачи для автомобилистов: монотонно, хочется спать, а зимой еще и невыносимо холодно. Зато нет такой запары, как днем на кухне.


В фастфуде никто не работает на одной точке, сотрудников ротируют (чтобы не заскучали, что ли?). Отработав четыре часа на кассе, отправляешься на кухню. Если взял 12 часов смены – после кухни берешь в руки швабру и еще четыре часа моешь полы и следишь за чистотой туалетов.


Туалеты — мое самое болезненное воспоминание. Все знают, что ходят туда не только посетители, и при наплыве людей мы просто не успевали убирать. Теперь я точно знаю, что по поведению людей в общественных туалетах можно судить о культуре в обществе. В наших и зубы чистили, и голову мыли, и блевали. Разве что сексом не занимались. Хотя, возможно, я просто не застала.


Обещанный карьерный рост – не миф. В менеджеры, а со временем и в директора ресторанов выбиваются люди из персонала. Но для повышения нужно очень долго работать. Не представляю, сколько туалетов нужно отдраить и с какой широкой улыбкой стоять на кассе, чтобы однажды стать управляющим. В любом случае, я не была готова положить на алтарь фастфуда всю свою жизнь. Это был хороший опыт, но я рада, что больше он не повторится.


оцените материал