Каково это: работать проводником поезда

Декабрь 25, 2016

Геннадию 35 лет, семь из которых он работает на рейсе Киев-Николаев. Мы встречаемся вечером в помещении бывшего ресторана «Вагон». «Очень символично, — отмечает Геннадий, — и волнительно. Первый и последний раз я давал интервью в Харькове в 2006 году. Репортер спрашивал, как я отношусь к подорожанию проезда в городском транспорте с 40 копеек до одной гривны».

 

главная.jpg

 

На самом деле Геннадия зовут вовсе не Геннадий. Он предпочел не называть имени, чтобы максимально честно рассказать читателям Vlob о работе проводника в самой известной транспортной компании Украины.

 

Я вырос в хорошей семье. Мой папа – военный. Я военным становиться не хотел, а желание носить погоны было. После школы я учился в железнодорожном институте в Харькове. Для того, чтобы работать проводником, необязательно иметь профильное образование. Достаточно закончить техникум или специальные подготовительные курсы в депо.

 

Проводником я начал подрабатывать еще студентом, в летние каникулы. 7-10 лет назад работа в поезде приносила неплохие деньги. В основном мы зарабатывали на «леваке»: брали «зайцев» и делали деньги на контрабанде.

 

ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


До Майдана летний рейс Николаев-Москва был лотереей. На одной поездке можно было заработать 400$, а можно было остаться в минусе.

 

На юге фрукты созревают быстрее. Мы закупали на рынке персики и абрикосы, полностью заставляли ящиками тамбур, иногда прятали в потолки и везли на продажу в Россию. Весь товар раскупали за считанные минуты. В Николаеве мы брали ведро абрикосов за 15 гривен, а в Москве продавали за 65.

 

Самая большая проблема заключалась в доставке. Чтобы привезти абрикосы в Россию, мы проходили семь кругов ада. Нас досматривали таможня, санэпидемстанция, ревизоры и милицейские патрули. Чтобы фрукты не выкинули в поле, каждому нужно было дать взятку. Но если удавалось их провезти, и тебя не штрафовали, заработать можно было много.

 

Фрукты – самая безобидная контрабанда. Я перевозил и транзитные автомобильные номера, и генераторную установку, которую в вагон заносили пять человек. Чего только не было. Думаю, что некоторые провозят и наркотики. Правда, сейчас контроль жестче и провозить контрабанду опасней.

 

Когда ввели электронные билеты, «мутиться» стало сложно, так как в их стоимость уже включено постельное белье. А ведь белье — тоже заработок.

 

ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


На каждом втором комплекте белья спали несколько раз.


Проводники собирают грязное белье, брызгают на него из пульверизатора мыльным раствором и хлоркой, разглаживают руками, аккуратно складывают и запаивают пакет. Я знаю три способа, как сделать идеальный двойной шов на полиэтиленовом пакете с помощью зажигалки и стекла. Между собой такие комплекты проводники называются “китай”. Потому что это как бы подделка.

 

Даже самый глупый человек, имея наличку на руках, в состоянии придумать схему, которая позволит оставить часть денег у себя в кармане. Но с каждым годом у проводников становится все меньше наличных. Сейчас наш единственный заработок — «зайцы». Благодаря людям без билета из одного рейса можно привезти до 600 гривен.

 

Я восторгаюсь женщинами-проводниками. Физически им очень тяжело. Весь рейс они на ногах, после рейса нужно рассортировать грязное белье (а это десяток килограммов), потом самостоятельно прибрать весь вагон. Правда, часто мы просим прибрать бомжей. За уборку одного вагона они берут 40-50 гривен.

 

1 / N

 

Наши вагоны в ужасном состоянии, особенно туалеты. Как бы мы их ни отмывали, не забывайте, что европейским поездам лет 10, а нашим - больше 60. Поддерживать такую рухлядь в чистоте невозможно. Недавно я вез в плацкартном вагоне баскетбольную команду чехов. Сначала им было очень весело, парни фотографировались возле титана (бачок с кипятком – прим. автора), снимали вагон изнутри. А потом, когда они стали раскладывать полки и поняли, на них придется спать, им стало не до смеха. Их ноги почти доставали до окна напротив, а в туалет они идти боялись. Думаю, это была худшая ночь в их жизни.

 

Однажды мы везли очень пьяного гея. Он кричал на весь вагон, что хочет мальчика, а потом взял пену для бритья и пошел в тамбур брить ноги. Мы не знали, что с ним делать, но проводник из нашей бригады где-то нашел милицейскую фуражку, взял подмышку барсетку и прикинулся милиционером.

 

ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Тогда пьяный гей убежал в свое купе и не выходил до конца рейса.

 

То, что проводники любят выпить — правда. Есть одна традиция, о которой знаем только мы: сначала нужно выпить за «кормильца» (кормилец – вагон – прим. автора). Мы наливаем стакан водки, чокаемся друг с другом, а потом со стенкой вагона.

 

«Джентельменски набор» на сленге проводников — это водка, лимон и презервативы. Такой набор есть у каждого проводника. Не для себя. Для пассажиров.

 

Вряд ли я когда-нибудь стану начальником поезда. Для такого повышения нужны связи, а у меня их нет. Думаю, что моя профессия исчерпает себя после того, как в страну завезут новые поезда и отменят ночные рейсы. На борту оставят только официанта, который будет делать чай и кофе. Но я к этому готов. Я всё равно хочу уволиться и открыть свой бизнес. А еще я мечтаю купить Mercedes Е-класса.

 

1 / N

 


оцените материал