Каково это: быть пилотом

Январь 15, 2017

Николаю — 30, он выглядит стройным, нарядным и слишком молодым. У него нет живота, на котором не сходится пиджак с погонами и жены-стюардессы. Договариваясь об интервью, я представляла себе совсем другого пилота. Но долой стереотипы, мы же здесь, чтобы говорить обо всем в лоб.

 

IMG_2554.JPG


В детстве я не мечтал сидеть за штурвалом самолета. Но вариантов у меня не было: мой папа-летчик преподавал в летной академии, дед управлял вертолетами, прадед тоже летал. Родной брат – пилот, сестра – стюардесса.

 

Пилотом стать трудно: нужно знать английский, получить соответствующее образование и лицензию и налетать 150 часов. Последнее – самое сложное, так как условий и самолетов в стране для этого нет. Эти 150 часов обходятся в 25-30 тысяч евро.

 

Сегодня медкомиссия уже не такая строгая, как 20 лет назад. Теперь ни плохое зрение, ни даже протез не могут помешать человеку стать летчиком. Серьезно проверяют нас только один раз – при поступлении в академию. Там тебя тестируют по полной: проверяют вестибулярный аппарат, просят быстро нажимать кнопки в определенной последовательности, чтобы проверить скорость реакции, проводят тесты на внимание и слух. Раз в пять лет обследуют сердце, раз в год мы проходим общую медкомиссию.

 

Перед вылетом проверка минимальная – спрашивают о самочувствии и меряют пульс. Теста на алкоголь нет - главное, чтобы не разило спиртом. Правда, за семь лет работы в авиации пьяного пилота я ни разу не видел, а вот выпивших после трудной ночи – много.

 

Главное преимущество в моей работе – зарплата. Пилотам платят за минуту полета, плюс командировочные и ставка. В среднем летчик в Украине зарабатывает 100 000 гривен в месяц. В Европе и Америке зарплаты еще выше.

 

Стюардессам и бортпроводникам платят гораздо меньше – 25 000 гривен. Я бы не сказал, что их работа проще, чем у командира или второго пилота. Просто разный уровень ответственности.

 

Бояться летать – глупо. Для меня самолет – это не чудеса, а обычная физика. Восторженные реплики пассажиров вроде «как же эта махина взлетает в небо!» и аплодисменты в конце полета кажутся нелепыми.

 

ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Только у нас в Украине люди хлопают тому, что остались живы.

 

Еда у пилотов такая же, как у пассажиров. Есть надо много, из-за постоянного кислородного голодания организм просит подпитки. Главное правило – капитан корабля и второй пилот никогда не едят одно и то же. Если один отравился, другой берет на себя управление самолетом.

 

ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


В свободное от полетов время я подрабатываю курьером в секс-шопе.

 

Не ради денег, а ради нового опыта. Мне нравятся простые земные профессии типа продавца-консультанта или официанта. Хочется попробовать в жизни все. В ближайшее время планирую пофрилансить массажистом. А еще я чиню компьютеры.

 

То, что пилоты крутят романы со стюардессами – не миф. Это очень распространенная практика. Но моя жена не была стюардессой. А сейчас у меня вообще нет жены.

 

Были полеты, когда казалось, что пора прощаться с жизнью. Один раз молодой командир корабля (я тогда работал вторым пилотом) не смог посадить самолет. Была повышенная облачность, и диспетчер поздно предупредил нас, что полоса уже близко. Пришлось экстренно отключать автопилот и снижаться. Над землей мы поняли, что не сядем, пришлось идти на второй круг. После этого случая меня трясло еще долго.

 

Однажды в воздухе открылась дверь, салон разгерметизировался, и из самолета вылетели все чемоданы. Хорошо, что борт был грузовой, и у двери не оказалось никого из членов экипажа. 

 

Еще одна страшная история случилась со мной, когда отказал радар. Было темно, облачно, невозможно было промониторить погоду. Представьте себе: вы летите и пытаетесь высмотреть, нет ли на пути грозовых облаков – их нужно облетать за 15 километров. Невооруженным глазом их увидеть невозможно. Посадить самолет удалось только чудом.


IMG_2600.JPG

 

Труднее всего даются долгие ночные перелеты со сменой часовых поясов — всегда клонит ко сну. Чтобы не уснуть, я  общаюсь с членами экипажа, или ем, или читаю. При включенном автопилоте это разрешено.

 

Для опытных пилотов основной бонус  – командировки. Можно улететь от жены на целый месяц. Молодые пилоты именно за эти длительные разлуки работу и ненавидят. Хотя все зависит от авиакомпании. Некоторые утром улетают, а вечером возвращаются – почти как водители автобуса.

 

Людям, которые считают, что пилотам слишком много платят и они «зажрались», хочется ответить, что наша работа – это не просто романтика и весь мир у нас в кармане. Во-первых, пилот – это постоянная боевая готовность. Ты не можешь напиться и пойти на работу с бодуна. Это вечный стресс: времени на подготовку к полету всегда мало – маршрут командиру корабля выдают за час до вылета. У пилотов сбиваются биоритмы, мы дышим грязным воздухом с примесью масел. В кабине повышенный уровень радиации, вибрации, шумов и пониженное содержание кислорода.

 

Однажды в Африке, при 40-градусной жаре, наш экипаж сидел в кабине три часа и ждал, пока в самолет погрузят багаж – были какие-то неполадки. Мы не имели права выйти и не могли включить кондиционер. Ты просто сидишь, ждешь и задыхаешься. Иногда то же самое происходит на морозе. Так что не спешите нам завидовать. Разве что самую малость. Все-таки быть пилотом лучше, чем дворником. Даже с шумами и радиацией.

 

Автор: Ирина Выговская


оцените материал