Занимательное сектоведение: Елена Блаватская

Март 23, 2017

Отныне в рубрике «Занимательное сектоведение» мы будем говорить не только о религиозных группах, но и об отдельных людях, которые отметились в истории связью с потусторонним.


17393060_1675951176032323_1547550892_n.jpg

 

В прошлый раз мы вспоминали историю «Белого братства». Основатели секты, формируя свое учение, полагались на сборную солянку из оккультных течений, основу которой составляли идеи Елены Блаватской. Приключения этой женщины – поток невероятных сюжетных поворотов, и выяснить, где правда, а где вымысел, нереально. После ознакомления с ее биографией ясно одно:

 

ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Мы все скучно живем.

 

Детство будущей проводницы в потусторонние миры прошло в разъездах. Отец аристократического семейства был военнослужащим, поэтому Елена с родителями и сестрой сменили несколько мест жительства – Екатеринослав (нынешний Днепр), Одессу, Полтаву и Саратов. Мать Елены была первой признанной русскоязычной романисткой, писавшей книги под псевдонимом Зинаида Резникова. По ее стопам пошла и младшая сестра будущей основательницы Теософского общества, Вера.

 

После смерти матери от чахотки детей воспитывали бабушка и дедушка. Девочки получили солидное образование, в доме гостили известные литераторы, историки и интеллектуалы. Позже Елена училась музыке в Лондоне и Париже. С этим багажом знаний и умений девушка в середине 1840-х попала в высшее общество Тифлиса (Тбилиси). Жена губернатора позже вспоминала, что девушка водила дружбу с князем Голицыным, «который, по слухам, был не то магом, не то масоном». Блаватская даже планировала отправиться вместе с ним на встречу с каким-то «таинственным мудрецом Востока».

 

В 1849 году семнадцатилетняя Елена вышла замуж за Никифора Блаватского.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png

 

Буквально через три месяца девушка сбежала от немолодого супруга и вернулась в дом родных.

 

Во время путешествия в Одессу Елена изменила планы и на английском паруснике отправилась в Керчь, а оттуда бежала в Константинополь. Последующий за этим год сложно поддается описанию: Блаватская не вела дневников, не имела постоянного круга общения, а в ее собственных рассказах о том периоде слишком много хронологических противоречий. По одной из версий, заинтересовавшись культом богини Изиды, Блаватская отправилась в Египет, следствием чего стала книга «Разоблаченная Изида». За время странствий Елена объехала весь мир – обе Америки, Азию, Африку, жила в Европе и даже трижды пыталась проникнуть в Тибет.

 

17467894_1675951179365656_386110284_n.png

 

В 1851 году оккультные искания Елены приняли человеческое обличье в виде индуса Мории, которого Блаватская встретила в лондонском Гайд-парке в свой день рождения. Именно благодаря ему спустя четыре года она попала в Тибет, где, по ее последующим утверждениям, семь лет изучала оккультные практики. После путешествия по Дальнему Востоку Блаватская вернулась в Европу, а позже и на родину, где заразила аристократию модой на спиритические сеансы. В 1859 году она переехала в село Ругодево Новоржевского уезда, но там заболела. Позже путешествия возобновились. В последующее десятилетие она успела основать первое оккультное общество (затем распущенное из-за финансового скандала), потерпеть кораблекрушение и даже поучаствовать в военной битве, переодевшись в мужскую одежду.

 

Основа учения Блаватской – так называемая теософия. В своих книгах она не только рассказывала о путешествиях и духовных практиках Востока. Основной тезис работы «Разоблаченная Изида» - утверждение, что и наука, и религия не могут дать ответов на все волнующие человека вопросы. Единственный верный путь – мистицизм, с помощью которого можно открыть тайные знания. Мнения критиков разделились: книга получила как положительные оценки за литературный стиль, так и обвинения. Газеты утверждали, что работа Блаватской поверхностно интерпретирует индуистские взгляды на мир, а идеи, представленные в книге – это «набор объедков».


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png

 

Противоречивый прием не охладил пыла оккультистки: в 1877 году она, заручившись поддержкой единомышленников, основала Теософское общество в Нью-Йорке.

 

Организация провозгласила равенство участников вне зависимости от расы и пола. Главная идея течения – необходимость распространить среди европейцев древние «арийские» учения и тексты, соединив в подходе к мироустройству религию, науку и философию.

 

Елена не только теоретизировала оккультизм, но и практиковала его, проводя спиритические сеансы и популяризуя их среди скучающей публики. Со временем она стала утверждать, что полностью подчинила свои паранормальные способности своему сознанию. Она пыталась бороться против «нечестных» медиумов, утверждая, что не может ручаться за злых духов, которых они могут выпустить во время сеансов. Некоторые биографы Блаватской утверждали, что свои книги она писала под диктовку «высшего разума». Кроме литературы, Блаватская занималась журналистикой, основав журнал «Люцифер» и проработав в качестве его главного редактора до самой смерти.



оцените материал