Как они живут: ромы

Апрель 10, 2017

Предвзятое отношения к представителям «вольного народа» имеет древние, практически средневековые корни. Оно связано и с особенностями быта, и образа жизни – их не понимали, а соответственно, боялись. Сегодня вместе разбираемся, кто такие цыгане, и как они живут.


Главная.png


Цыгане – некорректное название для народа, сами себя они зовут ромами, это же название и принято в Европе на политическом уровне. Пока во всем мире отмечают День ромов, чтобы отдать дань уважения их самобытной культуре и привлечь внимание к проблемам, в киевском микрорайоне Березняки ромское поселение громят и поджигают. Это не первый подобный случай за последнее время – в прошлый раз волна ненависти к цыганам поднималась несколько месяцев назад в Одесской области. Тогда одного из жителей общины обвинили в убийстве девятилетней девочки – люди без предварительных разбирательств бросились чинить самосуд, громя дома своих же соседей. В этот раз обошлось «малой кровью» — за день до нападения людей из поселения выгнали. Поджег устроили, чтобы избавиться от оставшихся построек, отрезав ромам путь к возвращению.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Первое упоминание о кочевниках в Европе датируется XV веком.


Страной происхождения принято считать Индию – они вышли оттуда группой не более тысячи человек. Точное время миграции историки не установили – но известно, что индийский падишах однажды подарил тысячу человек персидскому. Предки современных цыган на 400 лет осели в Персии, после чего переместились в Византию. В империи многие из них принимали христианство, свободно контактировали с властью. Свидетельств о том, что ромов считали маргинальной опасной группой, нет – их ценили как искусных кузнецов. После падения Византии цыгане начали мигрировать в Западную Европу.


фото 1.png


Письменные европейские источники уже указывали, что до них первыми добрались как раз маргиналы – авантюристы, которые и промышляли тем самым гаданием, воровством и попрошайничеством. Ремесленники, торговцы и честные представители народа прибыли позже.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Но стереотип уже начал формироваться вокруг «романтиков с большой дороги». 


Средневековую Европу трясли войны и кризисы – и власти многих государств стали ужесточать законы в отношении кочевников и бродяг. В тяжелую пору первыми «под горячую руку» всегда попадают чужаки – те, кто говорит на другом языке или непривычно живет. Цыгане волею судьбы оказались среди ущемленных государством – их выделяли в особую группу бродяг, создавая особые законы, формирующие предвзятое отношение. Жестокость мер доходила даже до повешения всех схваченных цыганских мужчин.


Цыгане не имели возможности законно добывать средства к существованию, что привело к криминализации общин. Кроме этого, дискриминационные законы фактически законсервировали этнос в своей культуре – ведь цыгане не могли контактировать с местным населением. Специфика образа жизни тоже продиктована жестоким отношением европейцев: для того, чтобы оставаться в безопасности, ромам приходилось перемещаться под покровом ночи, жить в лесах и скрываться. Естественно, это только усиливало подозрения.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Так, цыган начали обвинять уже в связах с потусторонними силами.


Отменили антицыганские законы только в XIX веке – с началом промышленной революции и масштабных перемен в жизни европейцев. Тем не менее, к тому времени мифы и предубеждения уже успели закрепиться в массовом сознании. С отменой дискриминационных законов в Европе начали появляться первые выдающиеся люди ромского происхождения – в частности, проповедник Родни Смит, поэт Федерико Гарсиа Лорка, джазмены братья Ферре.


фото 2.png


С 2013 года в Украине существует Стратегия интеграции и защиты ромского национального меньшинства в украинское общество. Тем не менее, на ее воплощение в жизнь средства бюджетом не предусмотрены. Бюджет фонда «Возрождение», частной благотворительной структуры, предполагает 500 тысяч долларов в год – эти деньги пойдут на образовательные программы и социальную защиту. Государство денег на интеграцию ромской общины не выделяет.


оцените материал