Мода и технологии: брак, совершенный на небесах

Декабрь 18, 2016

Лень – двигатель прогресса, а технологии – двигатель моды. Они определяют ее развитие, давая все новые и новые инструменты, а в XXI веке и кардинально меняя саму ее суть. Изменение модной системы, усталость потребителей от изобилия выбора и кастомизированная реклама, бьющая в яблочко твоих персональных предпочтений – все это принесли нам технологии. О том, что было, что есть и что будет на стыке fashion & technology – разбираемся вместе.


15536804_1035250726621827_887764322_o.jpg


До XX века мода развивалась довольно поступательно, переживая лишь резкие скачки в те периоды, когда находились новые способы обработки ткани или обнаруживались чудесные качества хлопка. В остальном же ее состояние напрямую зависело и, в то же время, отображало социальную, политическую и религиозную ситуацию в том или ином регионе. В XX веке бурное развитие технологий вытолкнуло моду едва ли не на передовую всего прогресса. Сначала массовое производство, затем – разработка синтетических тканей и снижение торговых барьеров между странами подарили нам такие милые сердцу понятия, как прет-а-порте, масс-маркет и большие международные розничные сети. Тогда казалось, что лучше и прекраснее мир моды уже не будет. Но пришел XXI и все стало меняться еще стремительней.


Когда создавались сайты Yoox и Net-a-Porter, нынешних лидеров интернет-магазинов люксовой одежды и обуви, к интернету надо было подключаться через телефон и терпеть ужасающие звуки из трубки, пока устанавливалось соединение. В 2015 году 51% времени в интернете люди проводят с телефона, а новый заказ на этих сайтах оформляется каждые 4 секунды, – рассказала нам Ирина Цыганок, разработчик программного обеспечения в Yoox Net-a-Porter Group, на недавно прошедшем Kiev Fashion Technology Forum. Сегодня, как и завещал Билл Гейтс, если твоего бизнеса нет в интернете, то его не существует. E-commerce не только вывел модный шопинг на качественно новый уровень, но еще и открыл массу возможностей для брендов всех сегментов и масштабов. К примеру, бренд аксессуаров Mansur Gavriel, чей инстаграм ведут две украинки, с помощью фото у себя в профиле анонсирует запуск новых продуктов, создавая интригу, после чего их сумки разлетаются быстрее, чем вы успеете оставить комментарий под фото «напишите мне цену в директ». Будущее онлайн-торговли – в персонализации, когда магазин знает о твоих предпочтениях больше, чем ты, и составляет для тебя индивидуализированные предложения, которых, кстати, ждут целых 48% миллениалов.


Еще одна поражающая воображение и меняющая моду технология – искусственный интеллект. Наряду с машинным обучением, он является достаточно новой сферой знаний, поэтому их применение в модной индустрии сопряжено с рисками, но тенденции многообещающие. Логистика, описание коллекций, умное балансирование спроса и предложения, предсказание трендов, моделирование одежды и все тот же персонализированный подход к клиенту – лишь небольшая часть того, с чем в будущем будет справляться искусственный интеллект. Отслеживание микротрендов приведет к микротаргетингу, и, в идеале, ты сам не заметишь, как в твоем шкафу станет гораздо больше вещей, которые тебе нравится. Микротаргетинг, кстати, вещь опасная и жутко интересная – говорят, именно благодаря ему, вкупе с технологиями Big Data, британцев убедили проголосовать за Брексит, а американцев – выбрать Трампа новым президентом, так что в моде можно ожидать пусть не столь масштабных, но все же довольно внушительных технологических чудес.


ac171b07b13fa173be66421a8357e4b8.png


Для мелкосерийного производства настоящим must-have станет 3D-печать. 


Партии до 3000 единиц экономически целесообразно печатать на 3D-принтере, не говоря уже об открывающихся возможностях по использованию нетривиальных материалов в одежде и обуви. Если партия больше 3000 единиц – лучше отдать на аутсорсинг в Китае, но среди небольших брендов мало кто может похвастать такими масштабами.


Еще одна сладкая плюшка на закуску – умный текстиль и носибельные технологии. Индустрия моды удивительно консервативна в этом вопросе и пока с опаской лишь подходит к кромке воды, не решаясь даже намочить ноги. Тем временем, особые смельчаки шьют шарфы из тканей, позволяющих включить локализированный подогрев, что в нашем климате очень актуально. Другие – оптимизируют гардероб, создавая обувь со смарт-дисплеями, на которых можно поменять цвет или даже принт туфель. А кто-то вообще создает интерактивный текстиль, который должен по запросу выводить на поверхность изделия необходимую информацию. Зачем? Пока не ясно, но это уже существует.


Чем больше всего манит союз моды и технологий, так это открывающимися безграничными возможностями. 15 лет назад существенным пинком к развитию стал интернет, а сегодня наступил качественно новый виток его эволюции. Изощренное использование интернета, внедрение онлайн-технологий в офлайн-магазины и накопление огромных массивов информации о клиентах с целью оптимизации их шопинга продолжают двигать моду вперед. В условиях глобального кризиса творческих идей среди дизайнеров, технологии становятся едва ли не единственной точкой роста для модной индустрии, и потенциально – главной причиной грядущей ее революции. Так что мода + технологии – это не только брак, совершенный на небесах, но еще и деловой союз, обреченный на долгосрочный успех со всеми вытекающими из него выходами на IPO, офисом в Силиконовой Долине и корпоративным тимбилдингами в Мексике.


Автор: Мария Моховая 


оцените материал